Недавно в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах появилась дополнительная строка «плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения».
Что конкретно входит в эту услугу и можно ли отказаться от нее?
Согласно п. 58 ст. 1 ЖК управление общим имуществом совместного домовладения – это услуга по осуществлению деятельности в целях обеспечения эксплуатации общего имущества совместного домовладения, реализации собственниками прав пользования объектами недвижимого имущества и общим имуществом совместного домовладения.
Общее имущество совместного домовладения в многоквартирном жилом доме – это помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых и (или) нежилых помещений, а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее два и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами многоквартирного жилого дома, групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного жилого дома (п. 31 ст. 1 ЖК).
В соответствии с п. 1 ст. 151 ЖК в многоквартирных жилых домах, где не создано товарищество собственников (или организация застройщиков) управление общим имуществом совместного домовладения осуществляется уполномоченным лицом, назначаемым местным исполнительным и распорядительным органом (в Минской области уполномоченными лицами определены предприятия ЖКХ Минской области и службы заказчика).
Конкретные обязанности уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения указаны в Типовом договоре на управление общим имуществом совместного домовладения (приложение 2 к постановлению Совмина от 27.01.2009 № 99, в ред. от 16.11.2020 № 654 (далее – Типовой договор)).
В частности, уполномоченное лицо обязано обеспечивать в соответствии с законодательством благоприятные и безопасные условия для проживания, организацию работы по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома, предоставлению коммунальных услуг, содержанию общего имущества в исправном техническом и удовлетворительном эстетическом состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации.
В обязанности уполномоченного лица входят также организация и проведение по мере необходимости, но не реже одного раза в год общих собраний потребителей по вопросам управления общим имуществом, организации содержания и ремонта общего имущества и иным вопросам в соответствии с законодательством.
Важно отметить, что согласно п. 3 ст. 151 ЖК отказ от заключения договора на управление общим имуществом совместного домовладения не освобождает участников совместного домовладения от внесения платы за фактически оказанную услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Вместе с тем п. 13 Типового договора предусмотрено, что потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора на управление общим имуществом совместного домовладения, в частности, в случае, если участниками совместного домовладения принято решение о создании товарищества собственников.